Как прожить первые 100 лет, оставаясь в отличной форме
Закон природы, в соответствии с которым мы рано или поздно должны умереть - второй закон термодинамики. Это сложнейшая наука, напичканная высшей математикой. Попробуем без математики обойтись, но заранее попросим прощения у специалистов за слишком вольное упрощение некоторых понятий.
Что такое порядок и беспорядок знают все, но не всем приходит в голову, что это можно как-то измерить. Оказывается - можно, и мерой степени организации материи является такое понятие, как э н т р о п и я. Чем меньше порядка, тем больше энтропия. В соответствии со вторым законом термодинамики, энтропия не может уменьшаться и не может стоять на месте. Она может только увеличиваться. Одна из формулировок этого закона выглядит так - «Все самопроизвольные процессы в природе фундаментально асимметричны и однонаправлены». Порядок неизбежно превращается в беспорядок, хаос, прах, пишет
Звучит как приговор, но всё живое отчаянно сопротивляется этому, благодаря сдерживающим процессам. Степень упорядоченности этих процессов принято обозначать термином н е г э н т р о п и я , т.е. энтропия с обратным знаком. Если энтропия может только увеличиваться, то негэнтропия, соответственно, только уменьшаться. Закон есть закон – эффективность сдерживающих процессов принципиально не может достигать 100 % и поэтому медленно, но верно каждый организм приходит к своему закономерному финалу.
С точки зрения термодинамики мы постепенно становимся всё проще и проще и, наконец, умираем. Печально - но таков закон природы. Путь от зачатия до смерти – дорога с односторонним движением, на которой нельзя ни остановиться, ни вернуться назад. Однако «путешествие» можно значительно продлить, если поставить себе такую цель и заняться этим серьезно.
Следует отличать два термина – “помолодеть” и “омолодиться”. Помолодеть – это категория календарного возраста. Время течет в одну сторону, и помолодеть нам не дано, даже на одну секунду. Омоложение – категория биологического возраста. Вернуть состояние физиологических функций на 5-10 лет назад и долгое время поддерживать этот уровень - вполне реально и достижимо.
Итак, негэнтропия - это то, что неизбежно должно быть потрачено. Нэгэнтропия – непривычный и не очень удобный термин. Давайте лучше наполним новым содержанием старый, таинственный и неизвестно что обозначающий термин - «жизненная сила». Условимся, что «жизненная сила» - это степень организации организма, количественно выраженная в негэнтропии генетической информации. Современный человек тратит ее в среднем за 70 - 80 лет. Чтобы чего-то добиться, психологи советуют ставить перед собой сверхзадачи. Давайте и мы поставим себе цель - растянуть этот процесс, скажем, лет на 200. Как же это сделать?
Обратимся к нелинейной термодинамике, которая описывает закономерности развития живых систем. С её позиций, организм – это д и с с и п а т и в н а я структура (от слова dissipatio - рассеивание). Структура такого типа, которая сохраняется до тех пор, пока через неё идёт и рассеивается (т.е. претерпевает различные изменения) поток энергии, веществ и информации. Ослабление и прекращение этого потока равносильно старению и смерти. Поскольку нас интересуют способы замедления процесса старения - рассмотрим понятие диссипативности более подробно и, для наглядности, представим себе гидроэлектростанцию. Для ее устройства реку перегораживают плотиной. Внутри плотины помещают генератор, который превращает энергию потока воды в электрическую. А теперь представьте себе, что рядом стоит другой генератор - живой. Фантастическое живое существо, способное делать то же самое - вырабатывать электрическую энергию. Что произойдёт, если поток ослабнет или прекратится? С обычным генератором ничего не произойдёт, и, если поток возобновится, он будет работать, как работал раньше. А вот живой генератор уже не заработает никогда. Особенность диссипативной структуры состоит в том, что при временном прекращении потока в ней прекращается функция и, как следствие, возникают необратимые изменения, ведущие к гибели. Прекратить на время функцию живой структуры невозможно. В отличие от неживой, живая структура неотделима от функции. Это две стороны одной медали и могут существовать только вместе.
Для того, чтобы вода не кончалась и поток не ослабевал, при гидроэлектростанции существует водохранилище. В живой структуре таким «водохранилищем» является р е з е р в энергии, веществ, и информации. Организм состоит из структур различных уровней: клеточных органелл, клеток, тканей, органов, систем органов. В общей сложности этих структур мириады - несчётное множество. Это целый микрокосмос, великолепно организованная микровселенная и человек как личность, как более организованная система является её хозяином или, если хотите, - «богом». От него, как существа обладающего разумом и волей, во многом зависит то, как скоро она прекратит своё существование. Через эту аналогию можно прийти и к понятию Бога. Как в каждой клетке существует информация целого организма, так и в каждом человеке, его личности, возможно, существует информация более высокоорганизованной системы, пока недоступной нашему пониманию. Тогда становится понятным утверждение, что «человек создан по образу и подобию божьему» и «Бог есть в каждом из нас».
Каждая, даже самая мельчайшая, из структур организма имеет определённую функцию и, соответственно, у каждой есть своё "водохранилище" - резерв энергии, веществ и информации. Для чего он необходим? Во-первых, для возможности значительного усиления функции, т.е. для гиперфункции. Во вторых, для режима автономности, т.е. способности существовать некоторое время при отсутствии поступления извне энергии, веществ и информации. Таким образом, резервы, а точнее резервы адаптации, обеспечивают возможность каждой структуры и организма в целом реагировать на все изменения окружающей среды и адаптироваться, т.е. приспосабливаться к ним. Без резервов нет адаптации, без адаптации прекращается функция, без функции нет структуры – таким образом, отсутствие резервов равносильно гибели. Но резервы не только неотъемлемая часть каждой живой структуры, но и сами, в свою очередь, со своими механизмами пополнения, хранения и реализации являются структурой. И здесь мы подошли к очень важному моменту. Резервы адаптации, как структура, нуждаются в постоянной тренировке, так как не могут стабильно существовать без своей функции, т.е. проще говоря, если их не используют. Без регулярного использования это «водохранилище» зарастает тиной и превращается в бесполезное болото.
Тренинг сохраняет функцию (в т.ч. функцию резерва) – функция сохраняет материальный субстрат. Раздражения извне и поиски возможностей для удовлетворения потребностей постоянно предоставляют нам такого рода тренинг. Кроме того, природа позаботилась и об автоматической тренировке. Например, многие животные сладко зевают и потягиваются после сна, мощно напрягая все мышцы. Человек автоматически делает то же самое. Будем все это считать естественным тренингом. Мы уже говорили, что жизнь – это дорога с односторонним движением. Представим себе, что это - железная дорога и по ней движется вагон под названием «структура» (объединяющий функцию и материальный субстрат). Тянет его за собой паровоз – «естественный тренинг». Этот состав, сначала энергично, а потом, еле пыхтя, доставляет нас до 70 – 80-ти лет жизни. Но нас интересует дальнейшее движение и, причем, хорошего качества. Для этого впереди паровоза человек, в отличие от животных, имеет возможность поставить мощный локомотив. И называется он - «искусственный тренинг». О нем-то и пойдет речь дальше. Выделяя особое значение тренировки резервов адаптации в этом процессе, назовем его - «резерв-тренинг».